Что будет с наследием Илизарова?
В адрес "Медицинской газеты" поступила статья директора Федерального государственного учреждения науки "Российский научный центр "Восстановительная травматология и ортопедия им. Г.А.Илизарова" Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию члена-корреспондента РАМН Владимира Шевцова "РНЦ "ВТО" - учреждение высокой научной, лечебной и социальной эффективности". На 9 страницах в ней рассказывается о значительных успехах центра. Например: "В целом, центр постоянно наращивает обороты, тесня лучшие клиники мира. В настоящее время широким фронтом проводится реконструкция помещений, предусматривающая создание оптимальных условий для пребывания больных во время лечения, а обслуживающему персоналу - для выполнения служебных обязанностей. И это не могло не сказаться на результатах работы нашего коллектива и общественного признания". Или: "Таким образом, работа по реструктуризации научных, лечебных и хозяйственных подразделений соответствует требованиям времени. Проводимые научные исследования, направленные на разработку и внедрение новых высокотехнологичных видов медицинской помощи заметно повышают эффективность лечения".
С другой стороны, на протяжении нескольких последних лет к нам поступали тревожные сообщения о негативной профессиональной и нравственной обстановке, которая воцарилась в ФГУН РНЦ "Восстановительная травматология и ортопедия" им. Г.А.Илизарова после смерти Гавриила Абрамовича. Профессора, научные работники многократно обращались не только в газету, но и в Минздравсоцразвития России, РАМН о присвоении авторских прав (в т.ч. и в отношении интеллектуального наследия самого Г.А.Илизарова), разрушении научного и клинического потенциала центра, финансовых нарушениях. Причем эти люди были далеки от чувства мести, они прекрасно осознавали, что за спиной нынешних руководителей стоит огромный профессиональный коллектив - более тысячи человек. Но, видимо, критическая масса накопилась давно, поэтому мы сегодня предоставим слово специалистам, которые не могут без горечи смотреть, как именно в Кургане угасает дело Илизарова, размывается память о нем.
Учитель умер...
Гавриил Абрамович был великим врачом, и центр свой создавал фундаментально. Руководителей подразделений подбирал строго по профессиональным качествам, многие были с целеустремленными характерами, неуступчивые, ершистые. Но Илизаров, тоже обладавший не самым легким нравом, терпел некоторых своих подчиненных, зная, что от таких и толку в научном и клиническом плане с лихвой.
Обычно во время частых и длительных отъездов Илизарова его в курганском центре замещала заместитель по научно-клинической работе профессор Валентина Калякина. Именно она после смерти Гавриила Абрамовича 24 июля 1992 г. предложила на пост директора кандидатуру доктора медицинских наук Владимира Шевцова.
Новый руководитель сразу же продемонстрировал "стиль". В первые же дни после похорон была уволена за неявку на работу официально уехавшая на стажировку в Нью-Йорк сотрудница центра... дочь Илизарова Светлана Гаврииловна! Впоследствии она будет восстановлена на прежнем месте, да только в Курган больше не вернется.
- Совсем не хочется вспоминать то время, открывать этот ящик Пандоры, - говорит Светлана Илизарова, врач-реабилитолог ортопедического госпиталя в Нью-Йорке. - Вероятно, новый директор центра считал, что от меня исходит какая-то угроза для него. Известие об увольнении было очень неприятным, особенно после похорон... Лучше расскажу вам, что я работаю в отделении, которое занимается чрескостным остеосинтезом. Аппараты Илизарова накладывают мои коллеги американцы, пациентов у нас много. В США метод знают практически все, но занимаются им единицы - это кропотливая работа, а здесь принято так: сделал операцию и забыл про больного. Специфика же метода такова, что больного нужно "доводить до ума" довольно долго. Сначала - в конце 80-х, начале 90-х годов - многие врачи стали заниматься чрескостным остеосинтезом, было много осложнений, большинство "обожглись". Тем не менее с успехом применяют метод в двух госпиталях в Нью-Йорке, в Далласе, Балтиморе, других городах. Да, года три назад на конференцию в США приезжал новый директор из Кургана, комментировал на английском языке фильм о применении чрескостного остеосинтеза при врожденной косолапости. Правда, мало кто что понял, к тому же он не не смог ответить на вопросы аудитории. Было немного неловко...
(Разумеется, к собственной дочери новый директор отнесся совсем по-другому. Педиатр с 20-летним стажем работы в городской больнице она, Н.Сазонова, вдруг стала травматологом-ортопедом в Центре им. Г.А.Илизарова! В течение двух лет защитила кандидатскую диссертацию. После защиты она возглавила поликлинику, а в настоящее время является заместителем главного врача центра по поликлинической работе, сменив на этой должности травматолога-ортопеда с 30-летним стажем, кандидата медицинских наук.)
Увольнения продолжаются
Следующей жертвой административного произвола стала Валентина Калякина. В конце 1993 г. на одном из совещаний новый генеральный директор дал понять, что отныне важнейшие научные публикации, исходящие из центра, будут выходить под его именем. Надо сказать, что Гавриил Абрамович оставил после себя много разработок, которые еще не увидели свет. Профессор В.Калякина не смогла промолчать, когда речь зашла о покушении на авторские права учителя. Через несколько дней произошло сокращение штатов. Валентина Ивановна, работавшая в центре с 1970 г., причем последние 12 лет заместителем генерального директора, была уволена в декабре 1993 г. В свой день рождения. Сейчас она лечит и консультирует ортопедических пациентов, разрабатывает для них специальные комплексы в частной клинике в Пятигорске. Кстати, сокращенная должность потом была восстановлена.
- Видимо, новый директор не мог простить, что учитель, бывало, "ставил его на место", - говорит супруга Гавриила Абрамовича Валентина Илизарова, которая работала в курганском центре врачом-рентгенологом до 1985 г. - Создавалось ощущение, что Владимир Шевцов хотел откреститься от имени Г.Илизарова, но потом понял, что без этого имени мало чего добьешься. Когда я оформляла документы на авторское право мужа, мне нужны были справки в нотариальную контору об опубликованных работах. Новый директор запретил работникам патентного отдела со мной общаться. Мне было отказано в оформлении авторских прав.
Родственникам Гавриила Абрамовича за все 13 лет после его смерти не было оказано практически никаких знаков внимания, не говоря уже о помощи. Дважды Валентине Алексеевне Илизаровой были бесплатно проведены ортопедические операции в США, где к ней отнеслись с подчеркнутым уважением в знак памяти о выдающемся травматологе-ортопеде.
Сразу после смерти учителя Владимир Шевцов заявил, что откроет музей в квартире Г.Илизарова, но прошло какое-то время, и он сам занял эту квартиру! Музей все же был открыт в кабинете Гавриила Абрамовича в старом здании центра, опять-таки без какого-то либо привлечения его близких родственников.
Но вернемся в 90-е годы, когда продолжилась череда увольнений. Уходят несогласные со стилем нового руководства один из ведущих специалистов, заместитель главного врача клиники Валерий Мальцев и его коллега Александр Кириенко (сейчас они успешно работают в Италии - А.Х.), практически в полном составе покидает центр клиническое отделение (по замещению дефектов длинных трубчатых костей) - сначала кандидат медицинских наук Константин Пожарищенский и Сергей Шахматов, а потом и остальные во главе с Виктором Якушевым. Руководитель ортопедического отделения кандидат медицинских наук Олег Кадыкало и все врачи его отделения расстаются с учреждением в знак несогласия с проводимой линией руководства центра.
Автора! Автора!
Когда представляют Г.А.Илизарова лишь как автора знаменитой методики, то глубоко заблуждаются. В Кургане он сформировал фундаментальный комплексный блок научно-исследовательских лабораторий, изучавших процессы, происходящие в тканях опорно-двигательного аппарата. В центре проводились уникальные опыты с использованием современной аппаратуры.
...Еще во время учебы в Омском мединституте Константин Десятниченко начал научную работу под руководством заведующего ЦНИЛом, будущего главного стоматолога МЗ РФ академика РАМН Валерия Леонтьева, потом на кафедре биохимии изучал белки зубной эмали. А потом выиграл конкурс, объявленный в родном Кургане на место заведующего биохимической лабораторией с ведущей научной тематикой "минерализованные ткани". К конкурсу прилагалась квартира.
За 25 лет работы в центре К.Десятниченко создал новое направление, изучающее роль неколлагеновых белков, их значение для регенерации кости, ее возникновения, минерализации, открыл возможности для ускорения заживления переломов. Из разрозненных теоретических лабораторий он создал клинико-экспериментальный лабораторный отдел: теперь микробиологи, иммунологи, гематологи, биохимики, патофизиологи вместе создавали новые лекарственные препараты, защищали патенты на изобретения и открытия. Одно оригинальное лекарство стимулировало заживление переломов и кроветворение, второе предназначалось для улучшения иммунного и адаптационного статуса, третье - хондропротектор, четвертое - для профилактики остеопороза. После увольнения в декабре 2001 г. Десятниченко узнал, что автором одного из изобретенных им препаратов является уже не он, а его бывшая сотрудница и... директор центра Владимир Шевцов.
Так и не ставший добиваться справедливости доктор медицинских наук К.Десятниченко показал корреспонденту "МГ" в своей московской лаборатории новое уникальное изобретение, о котором мы сейчас говорить не будем. Пусть хотя бы здесь восторжествует авторское право!
Бывший сотрудник, работающий в Полтаве кандидат медицинских наук Павел Герасимов в 1997 г. написал Президенту Российской Федерации Б.Ельцину о том, что материалы, над которыми он работал и собрал в центре, были использованы В.Шевцовым для написания монографий и диссертационных работ. Заявление из президентского аппарата было передано в Минздрав, оттуда в Центр Г.А.Илизарова. А в центре это дело закрыли.
Еще одна "антиавторская" история произошла на глазах сотрудников "Медицинской газеты". В конце прошлого года мы скрупулезно изучали работы заслуженного рационализатора РФ, доктора медицинских наук, профессора Гусейнали Исмайлова, в 1992 г. возглавившего в курганском центре научную группу по лечению патологии кисти и стопы. Он, автор более 200 научных статей, 2 монографий,16 методических рекомендаций и учебных пособий, 50 изобретений, 170 рационализаторских предложений, сделал 86 научных докладов на различных форумах разного уровня и сейчас очень успешно работает в Тегеране по контракту от ФГУН РНЦ "ВТО" им. Г.А.Илизарова. Появилась статья "Исмайлов, наследник Илизарова" (см. "МГ" № 95 от 01.12.04). Потом мы узнали, что специалист, добившийся серьезных успехов по применению метода чрескостного остеосинтеза при патологии стопы, без всяких оснований и каких-либо предупреждений прямо перед зашитой отстранен от научного руководства диссертацией на соискание ученой степени кандидата медицинских наук "Лечение врожденной косолапости у детей от года до 7 лет методом чрескостного остеосинтеза", которая была защищена 19 мая 2005 г. врачом-ординатором ФГУН РНЦ "ВТО" им. Г.А.Илизарова Натальей Шихалевой. А работа была выполнена по теме, предложенной Г.Исмайловым, и по результатам лечения пациентов возглавляемого им отделения! Новым научным руководителем диссертации перед зашитой стал генеральный директор центра член-корреспондент РАМН В.Шевцов. Кроме того, Г.Исмайлов был исключен из состава диссертационного совета. Еще с двумя диссертантами эта история повторяется.
Куда более вопиющие нарушения правил выполнения научных работ были допущены в отношении бывшего руководителя травматологической службы ФГУН РНЦ "ВТО" им. Г.А.Илизарова (заведующего лабораторией острой травмы) доктора медицинских наук Юрия Сысенко. В центре он проработал 26 лет, опубликовал 3 монографии, более 300 научных работ, сделал около 100 докладов на научных форумах разного уровня, получил 35 патентов РФ, 80 авторских свидетельств на рационализаторские предложения, а уволился в июле 2004 г. из-за принципиальных разногласий с руководством в вопросах планирования и выполнения научно-исследовательских работ. Сейчас Ю.Сысенко - главный травматолог Кургана и МУ "КГБСМП".
Он уверен, что с ним просто свели счеты, отстранив от руководства пятью диссертационными исследованиями: "Лечение больных с эпифизеолизами и переломами дистального эпиметафиза берцовых костей голени методом чрескостного остеосинтеза" (соискатель М.Насыров, защита состоялась 14 октября 2005 г.), "Чрескостный остеосинтез аппаратом Илизарова при лечении больных с переломами локтевого отростка" (соискатель Э.Горбунов), "Чрескостный остеосинтез аппаратом Илизарова при лечении больных с переломами ключицы" (соискатель А.Кызлаков), "Чрескостный остеосинтез аппаратом Илизарова при лечении больных со сложными переломами области голеностопного сустава" (соискатель Н.Хубаев), "Чрескостный остеосинтез по Илизарову при лечении переломов области голеностопного сустава" (соискатель Д.Бунов). Теперь у этих работ - без всяких на то оснований - появились другие научные руководители, а Ю.Сысенко даже не поставили об этом в известность. Необходимо отметить, что работы первых двух соискателей были уже подготовлены к защите, а трех других имели высокую степень готовности.
- За последние годы там был "вытравлен" илизаровский дух, - говорит Юрий Михайлович. - Даже имя учителя стало "ругательным". Редки ссылки на Илизарова, хотя сам центр стоит на его учении, его разработках. Часто из руководящих уст можно было услышать, что, мол, Илизаров - это уже прошлое. А ведь из "этого прошлого" вышли практически все докторские и кандидатские диссертации, защищенные в центре. В нем почти не осталось ведущих специалистов наиболее продуктивного среднего возраста, работают либо пожилые, либо совсем молодые сотрудники со стажем 1-5 лет. Центр последние 10 лет "топчется на месте" по научно-исследовательским работам, перебираются старые темы со сменой названия. Достаточно посмотреть отчеты по выполненным темам НИР, которые сдаются в Минздравсоцразвития России. Такая ситуация по-видимому руководство центра не очень беспокоит. И посмотрите: на конференции в Курган раньше приезжали специалисты со всего мира, сейчас - 2-3 человека из соседнего Казахстана, к ним теряют интерес и российские травматологи-ортопеды.
Печальная перспектива
Клиническое наследие - не ящик с документами. Его носителями являются работающие специалисты. И что касается наследия Гавриила Абрамовича Илизарова, то это - его ученики во многих городах России, часто вынужденные покинуть Курган. Наследие - это его ученики, бывшие россияне, работающие за рубежом по удлинению конечностей и реконструктивным методикам, когда-то предложенным Г.Илизаровым. Это и сотни зарубежных специалистов, освоивших чрескостный остеосинтез.
- В курганский центр очень много вложено и Гавриилом Абрамовичем, и государством, - говорит главный ортопед Тюменской области доктор медицинских наук Сергей Зырянов, работавший в центре в 1979-2002 гг. - Он должен работать значительно более эффективнее, снова стать флагманом в направлении чрескостного остеосинтеза. К сожалению, последние 13 лет там только эксплуатируется имя Г.Илизарова, и мы дождемся когда-нибудь, что поедем учиться у иностранцев, которые раньше учились у нас. Говорю это не голословно. У нас в Тюмени давно делается в плане ортопедии и травматологии все, что и в Кургане, метод Илизарова внедрен на 100%. Более того - мы поставили на поток амбулаторное лечение сложной ортопедической и травматологической патологии, чего в курганском центре сейчас нет. (Интересно, что докторская диссертация В.Шевцова, защищенная им в форме доклада, была посвящена значению и роли амбулаторной службы в травматологии и ортопедии.)
По свидетельству сотрудников центра в клинике существует проблема с заполняемостью коек. Такого при Г.Илизарове невозможно было представить. Чтобы увеличить этот показатель, затягивается выписка больных. Так, сроки пребывания больного в эндоскопическом отделении доходят до месяца, в то время как в других клиниках подобные больные выписываются через несколько дней и далее рассматриваются как амбулаторные.
Приведем дословно еще один документ, который, наверное, дополнит картину. "Прошу уволить меня по собственному желанию с 10.03.05, так как не представляю для себя возможным продолжать работать в атмосфере постоянного преследования со стороны генерального директора В.А.Шевцова и его заместителей, продолжающееся с июля 2004 г. в ответ на высказанные мной критические замечания в адрес директора по поводу нарушения им, его администрацией и председателем местного комитета трудового законодательства РФ при составлении и принятии коллективного договора на 2004-2007 гг. Мой уход не означает, что я смирился с неэтичными, на мой взгляд, поступками руководителя РНЦ "ВТО" им. Г.А.Илизарова по отношению к памяти своего учителя академика Г.А.Илизарова, а также многих сотрудников центра, работавших и работающих в настоящее время, с его, на мой взгляд, "вольным представлением" о правах и обязанностях ген. директора государственного учреждения". Это из заявления кандидата медицинских наук Валерия Сафонова, высококвалифицированного ортопеда, работающего в настоящее время в курганском госпитале УВД.
Судьба филиалов
- В свое время Гавриил Абрамович хотел создать сеть филиалов своего центра по всей стране, - рассказывает заместитель генерального директора центра по капитальному строительству в 1988-1993 гг. Валерий Повалишин. - Одиннадцать филиалов от Владивостока до Краснодара. Это было правительственное решение, подписанное М.Горбачевым и Н.Рыжковым. В Москве я руководил строительством филиала на набережной Максима Горького (ныне Космодамианская набережная. - А.Х.), его проект согласовывался с колоссальным трудом - там очень плотная застройка. К моменту смерти Илизарова строительство было практически закончено - завезено медицинское, вентиляционное, холодильное оборудование, оставалось провести отделочные работы. После этого построенное здание филиала передали на баланс Минздрава России, потом оно перешло в РАМН, оборудование увезли в Курган. Филиалы после Гавриила Абрамовича стали не нужны. Та же участь постигла филиалы в Краснодаре и Кургане, обрели независимость казанский и екатеринбургский...
*****
Корреспондент "МГ" снова вчитывается в строки "официальной" статьи о работе центра, присланной из Кургана. Все в ней радужно, правда, в материале имя Илизарова упоминается только в названии учреждения! Удивляет и то, что в 9-страничном "отчете о проделанной работе" не названо имя ни одного сотрудника центра. (Правда, к нему автор не забыл приложить свой снимок.) А ведь если даже судить по этому же материалу, в центре внедряются современные методики, имеется ряд оригинальных исследований, сотрудникам вручена премия "Золотой скальпель", которая утверждена Ассоциацией практикующих ветеринарных врачей за научный вклад в развитие ветеринарной медицины мелких домашних животных.
Однако исследовательских продвижений в плане развития чрескостного остеозинтеза по методу Илизарову явно недостаточно. Кстати, у наших бывших учеников - американцев можно ехать учиться уже сейчас. Они нашли более прогрессивную методику, развивая метод великого травматолога-ортопеда, идеи которого, как и идеи его учеников, столь успешно перераспределяют в Кургане. Поэтому хочется верить, что оценку деятельности нынешнего руководства ФГУН "Российский научный центр "Восстановительная травматология и ортопедия им. Г.А.Илизарова" дадут вышестоящие инстанции.
Альберт ХИСАМОВ,
корр. "МГ".