Андрей ПЕТРОВ: Музыка не спасет мир, но...
Музыку Андрея Петрова знают все. Даже те, кто не знает, что ее написал Андрей Петров. "А я иду, шагаю по Москве", - поет юный Никита Михалков в фильме Георгия Данелия "Я шагаю по Москве". "Мохнатый шмель на душистый хмель..." - поет зрелый Никита Михалков в "Жестоком романсе" Эльдара Рязанова. А кто не знает наизусть "Служебный роман" того же Эльдара Рязанова и сакраментальное "У природы нет плохой погоды..."?
А какая она разная и разнообразная, музыка Андрея Петрова! И это не тавтология. Разнообразная, потому что это и вальсы, и марши, и романсы... А разная - ну сравните легкий, летящий, даже хочется сказать порхающий, вальс из "Берегись автомобиля" и с первых же тактов погружающий в таинственность и драму событий вальс в сериале "Петербургские тайны". Или увертюру к кинофильму "Укрощение огня" - могучая музыка, предваряющая рассказ о людях и делах космического масштаба, и необыкновенная по красоте музыкальная тема из "Осеннего марафона" - щемяще грустная и в то же время легкая, как бы утешающая нас: в жизни всегда есть место и поэзии и прозе, не грустите, относитесь к этому философски... А "Нам бы, нам бы, нам бы..." из "Человека-амфибии" - так это просто рок-н-ролл отечественного производства. Тогда, в 1961-м, это было круто!
Но это мы о "легкой" музыке, а еще есть "серьезная" - балеты, оперы, симфонии... Нынешняя осень в культурной музыкальной жизни страны ознаменовалась фестивалем музыки Андрея Петрова в честь 75-летия композитора, который вместил в себя все жанры. Он начинался в Москве, а затем продолжился в Петербурге. В течение трех недель почти каждый день у маэстро были концерты, но именно в один из этих дней он любезно согласился дать интервью для "Медицинской газеты", которое началось с вопроса:
- Андрей Павлович, ваш отец был военным врачом. Расскажите, пожалуйста, немного о нем.
- Да, он был хирургом. Окончил 1-й Ленинградский медицинский институт - один из ведущих тогда медицинских вузов, еще до моего рождения. С какого времени он стал военным, не знаю, но на ранних фотографиях, где мне 3 года, он уже в форме. Войну прошел с прифронтовым госпиталем. Они двигались вместе с фронтом, и когда отступали, и когда наступали, до самого Берлина. После Победы он еще год-полтора служил в Берлине. Мама и младшая сестра были с ним. А я уже учился в музыкальном училище, поэтому не мог туда поехать.
Из детства у меня сохранился в памяти случай, как папе пришлось на мне применить свои профессиональные навыки. До войны он служил в военном госпитале недалеко от Бологого. Там замечательные, красивые места. Мы частенько ездили на озеро ловить рыбу, раков. Мама с папой на велосипедах, а я впереди на раме. Как-то, когда возвращались, то ли дорогу перебежала собака, то ли что-то другое случилось, в общем мы упали. А так как я был впереди, основной удар пришелся на меня. Очень хорошо помню, как он вправлял мне перелом руки со смещением.
- А вас в детстве через профессию отца медицина не привлекала?
- Нет, этого не случилось. Думаю, потому, что творческая среда родственников со стороны мамы влияла на меня больше. Она сама была художницей. Ее отец - известный художник-керамист Петр Ваулин. Среди его работ Петербургская мечеть, декоративные керамические панно на зданиях Ярославского вокзала в Москве, гостиницы "Метрополь", Третьяковской галереи. Сестра мамы была художницей по тканям, брат был музыкантом. Я, конечно, тоже в детстве рисовал.
- Значит, могли стать художником?
- Художником - не знаю, а вот писателем стать собирался. В эвакуации мы жили в небольшом шахтерском даже не городке, а поселении. Единственной культурной точкой там была библиотека. Я проводил в ней много времени, особенно в летнее время, рылся в стеллажах. Очень много читал. За три года прочел столько, сколько потом за десять лет не прочел. Как я потом узнал, там были книги, изъятые из библиотек Ленинграда, арестованные, так сказать, Бабель например. Там происходило мое самообразование. От количества прочитанного появилось желание попробовать самому. Писал какие-то рассказы, роман даже начинал. Посылал в "Пионерскую правду", и мне оттуда отвечали, несмотря на военное время.
- А в итоге получился композитор. Каким образом?
- Музыкой в детстве занимался постольку поскольку в интеллигентных ленинградских семьях было традицией, чтобы дети были приобщены к музыке. Играл немного на рояле. Рояль надоел, взял скрипку, оставшуюся от дяди, чтобы разнообразить. В том шахтерском поселке музыкальной школы, конечно, не было. Силами эвакуированных какое-то обучение было организовано. В 1944 г. мы вернулись в полуразрушенный Ленинград. Я после долгого перерыва попал в кино и увидел фильм "Большой вальс" об Иоганне Штраусе. На контрасте с той суровой и не очень сытой жизнью в эвакуации атмосфера фильма произвела во мне эмоциональную бурю. Это был совершенно другой мир. Чарующая музыка, радость творчества, ослепительный успех, обманчивая легкость профессии. Эти час пятнадцать, что продолжался фильм, изменили все мои мечты и идеалы. И я стал искать, где учат на композитора. В музыкальном училище был курс композиции. Приняли меня туда с трудом: подготовка у меня была неважная. Но в дальнейшем все пошло нормально. Затем была Ленинградская консерватория.
- И с чего для Андрея Петрова начался композитор Андрей Петров?
- С дипломной работы. Это была симфоническая поэма по ранним рассказам М.Горького. В Большом зале филармонии ее исполнил симфонический оркестр. Легендарное место, связанное со многими легендарными именами. Когда я очутился в той атмосфере, вот тогда и почувствовал себя композитором.
- Неоднократно слышала о вас, что вы проснулись знаменитым после фильма "Человек-амфибия".
- Это было действительно так. Моим крестным отцом в кино стал Владимир Чеботарев, снявший эту картину. Буквально через неделю после выхода фильма на экран посыпались письма и ко мне лично, и на радио и телевидение. В это время я услышал, как насвистывают песню на улице. Вот тут я окончательно понял, что состоялся как композитор.
- Убеждена, что успешность кинофильма зависит и от музыки. Насколько, как вы считаете?
- Есть замечательные фильмы совсем без музыки - "Живые и мертвые", "Девять дней одного года". Жестко реалистические картины Алексея Германа не очень нуждаются в музыкальном сопровождении, хотя я писал тему для его картины "Хрусталев, машину". Но если фильм музыкальный, где музыка заранее заложена в сценарий как важная его часть, это совсем другое дело. Мелодрамы, романтические киноленты, где очень многое зависит от душевного настроения, особой атмосферы... А вот вам пример: два фильма одного и того же режиссера Эльдара Рязанова - "Гараж" и "Служебный роман". В "Гараже" ее немного, и если ее изъять, не думаю, что фильм от этого потеряет, а вот если убрать ее из "Служебного романа"...
- Кинематограф принес вашим произведениям всенародную любовь, вам - популярность и, кстати, первую Государственную премию СССР за песни "Я шагаю по Москве", "Голубые города" и другие. А вторую - опера "Петр Первый". Государственную премию РФ - симфония "Мастер и Маргарита" и Концерт для фортепиано с оркестром. Вы работаете в разных жанрах. А что больше любите? Что пишется легче, что труднее?
- Киномузыка - это прикладная музыка. В кино главный - режиссер, сценарий, актеры. Правда, если музыка удачная, она вырывается, становится в ряд. Иногда фильм забывается, а музыка живет. Но все-таки там ты зависим: тут надо написать две минуты, там минуту, что-то режиссера не устраивает. Появляется естественное желание писать в тех жанрах, где ты сам хозяин.
Труднее всего и, как правило, больше всего я всегда бьюсь над главной музыкальной темой, которая бы явилась своего рода музыкальной визитной карточкой фильма. Школу киномузыки я в этом смысле прошел у Георгия Данелия. Если в "Человеке-амфибии" было много самой разной музыки: и песни, и танец под водой, и танец на берегу, было где разгуляться. То "Путь к причалу" - суровый фильм о моряках. Там роскоши и богатства музыки не нужно было. Нужна была одна тема, но которая бы парила над фильмом, она должна была быть, с одной стороны, нестандартной, своеобразной, а с другой стороны, запоминающейся. Но как только находишь главную тему, то это уже как плющ, которым ты обвиваешь побочные, и они уже легко возникают.
- А правомерно ли художнику задавать вопрос о его любимом произведении?
- Вполне. За себя могу ответить, в разных жанрах конечно. Это балет "Сотворение мира", симфония "Мастер и Маргарита". Из романсов - затрудняюсь. Из киномузыки - "Я шагаю по Москве". И это, скорее, оттого, что просто было время замечательное. Оттепель 60-х, мы молодые. Я вспоминаю Москву тех лет, настроение города, людей выходит за пределы музыки.
- Андрей Павлович, среди всех видов искусств какую роль, вы думаете, занимает музыка в формировании личности, как она влияет на умы человечества?
- Я не разделяю фразы "Красота спасет мир" в прямом ее понимании. Может быть, если расширить смысл - красота человеческих отношений, красота труда, творчества. Но красота как таковая, то есть искусство, имеет не столь уж большое влияние, чем иногда думают. Если говорить о музыке, то она прежде всего воздействует на эмоционально-чувственную человеческую сферу, способствует созданию определенного настроения, поэтического восприятия действительности, развитию таких чувств, как сострадание, нежность, любовь, не более того.
- Разве этого мало?
- Да, музыка может помочь снять стресс, увести проблемы на второй план, дать отдохновение, словом, послужить неким лекарством...
* * *
Беседа наша была длинной и интересной, к сожалению, на газетную полосу всю ее не вместить. Народный артист СССР, трижды (!) лауреат Государственной премии, а также премии Президента РФ в области литературы и искусства, обладатель кинематографических премий "Ника" и "Золотой орел", более 40 лет (!) руководящий Союзом композиторов С.-Петербурга, Андрей Петров очень скромно - вы заметили? - оценивает то дело, которым он занимается в жизни. Не считает его чем-то главным, ведущим, незаменимым среди прочих занятий человечества. Он - органическое сочетание простоты и доступности и вместе с тем достоинства и выдержанности. Но в некоторые моменты поблескивали в глазах этого солидного по возрасту и достижениям человека этакие искорки-чертики, выдающие в нем человека молодого, азартного до жизни и наверняка с прекрасным чувством юмора.
Беседу вела Нина АЛЕКСЕЕВА, спец. корр. "МГ".
С.-Петербург - Москва.