Спасем детей, спасем Россию
Быть может, впервые учителя столь громко и тревожно говорили о здоровье детей страны, и не просто говорили, а на конкретных примерах показывали, как можно изменить сложившуюся негативную тенденцию. В работе форума принимали участие представители школ и детских садов, которые смогли так построить работу, что дети в этих учебных заведениях не теряют здоровье, как это обычно бывает, а даже улучшают его.
Ахиллесова пята
Сегодня в школу приходят далеко не всегда здоровые ученики, а заканчивают ее с целым букетом хронических заболеваний. По некоторым оценкам, у 60% школьников отмечаются всевозможные нарушения и отклонения. К завершению обучения 50% юношей имеют ограничения по состоянию здоровья даже в выборе профессии, не говоря уже о призыве в армию.
- Эти проблемы становятся ахиллесовой пятой национальной безопасности России, - утверждает председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ Сергей Миронов.
- Мы неумолимо идем к той черте, - полагает член Совета Федерации Анатолий Коробейников, - за которой число дееспособных граждан не сможет обеспечить армию, прокормить больных и немощных, а в итоге - и богатых.
Исследования показали, что в основе плохого самочувствия и даже нездоровья школьников лежат не столько медицинские, сколько педагогические причины, современный образовательный процесс. По мнению руководителя Научно-внедренческой лаборатории физиолого-здравоохранительных проблем образования администрации Московской области доктора медицинских наук Владимира Базарного, педагогическое пространство уже давно превратилось в вечные инновации и экспериментальные площадки, а по сути - в эксперименты над детьми.
Если на протяжении XIX века обновление знаний происходило каждые 30 лет, то сегодня только за один год обновляется 15% знаний. Еще вчерашняя формула "образование на всю жизнь" незаметно переросла в формулу "образование - с рождения и через всю жизнь". Зачастую систематическое обучение начинается в 3-4 года.
Особенно отрицательно влияют на здоровье учащихся, по утверждению академика Российской академии образования, директора Института возрастной физиологии РАО Марьяны Безруких, такие школьные факторы, как стрессовая педагогическая тактика (прежде всего стресс ограничения времени), интенсификация учебного процесса, несоответствие методик и технологий обучения возрастным и индивидуальным особенностям, нерациональная организация учебной деятельности, низкая грамотность педагогов и родителей в вопросах охраны здоровья.
Сегодня до 80% школьников подвержены неоправданному стрессу. Новые программы и учебники в 40% случаев ориентированы на продвинутый уровень образования. В то время как доля одаренных детей не превышает 6%, а имеющих высокие учебные способности - 15%. Эти "ножницы" приводят к тому, что число школьных заболеваний среди детей возрастает каждые 10 лет примерно в 2 раза.
По мнению доктора медицинских наук Владимира Базарного, многие из осуществленных во второй половине ХХ века образовательных новаций внедрялись без элементарного научного обоснования и санитарно-гигиенической экспертизы. Отрицательно сказались на развитии и здоровье детей введение скорописи с помощью шариковой ручки, стандартов чтения под секундомер, замена ростомерной мебели на одномерную, электролампового освещения на мелькающее люминесцентное и др. Перепрофилирование в 90-е годы детских садов из воспитательных в образовательные учреждения, то есть фактически в школы, привело к тому, что среди малышей патология развития позвоночника и зрения значительно возросла. По словам директора Института гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН профессора Владислава Кучмы, современные 6-летки платят высокую цену за поспешность взрослых, отдавших их в школу так рано, им образование обходится в два раза "дороже", чем детям, начавшим учиться с 7 лет. Раннее обучение оборачивается ранними неврозами, другими отклонениями.
Сейчас учащиеся начальной школы около 50-70%, а старшеклассники 70-85% времени бодрствования проводят в сидячем обездвиженном положении. Их рабочий день длится намного дольше, чем у взрослого человека. А в так называемых школах нового типа - гимназиях, лицеях - нагрузки настолько высоки, что в 5-9-х классах чаще по сравнению с массовыми школами отмечаются вегетативно-сосудистые расстройства (19,3%, в массовых - 3,8%), нейроциркуляторная дистония (10,4 и 2,9%), неврологические расстройства (14 и 3,2%). До 80% учащихся этих школ имеют множественные и полисистемные нарушения состояния здоровья.
По словам Анатолия Коробейникова, современная школа, построенная на малоподвижности ребенка, опасна не только учебными перегрузками, но и тем механизмом, который игнорирует в учебном процессе активность тела и органов чувств, отдавая приоритет инструктивно-программирующим методам обучения. Поэтому вернуть в образовательные учреждения свободу телу, рукам, душе и мыслетворчеству - первый и принципиально важный шаг в оздоровлении детей.
Конечно, нельзя сваливать на школу все вину за нездоровье учащихся. Значительная доля ответственности ложиться на ту жизнь, которая идет за ее стенами. Многие проблемы школьной медицины порождены социально-экономическим положением страны и отдельных регионов. Так, по результатам государственного санитарно-эпидемиологического надзора, только треть детских и подростковых учреждений в РФ полностью удовлетворяет санитарно-эпидемиологическим требованиям.
И все же без существенных перемен в учебном процессе, без перемен в содержании и форме проведения веками сложившегося урока даже при высоком уровне учебной инфрастуктуры и медицинской помощи невозможно снизить риск ухудшения здоровья школьников, полагают участники форума. Необходимо внедрение новых перспективных педагогических идей. Во многих регионах уже реализуются программы, которые условно можно объединить под общим названием "Образование и здоровье", использующие в практике обучения прогрессивные методики и здоровьесберегающие технологии. Более тысячи детских садов и школ работают по этим технологиям и работают успешно. Те учебные заведения, в которых дан зеленый свет массовому применению здоровьеразвивающих методик, сделали практически безвредным для здоровья детей учебный процесс. Так, в московской школе-лаборатории № 760 перед началом внедрения здоровьеразвивающих технологий нарушения осанки наблюдались у 95% учащихся, сейчас осанка практически у всех безупречная. В железногорском лицее № 103 Красноярского края после того, как начали применять новые технологии, в том числе раздельно-параллельное обучение, годность к службе в армии возросла почти до 100%.
Создание здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении, по словам Владислава Кучмы, предполагает не только и не столько проведение оздоровительных медицинских мероприятий, сколько гигиенически рациональный, адекватный возрасту детей учебный процесс, который организован в условиях, отвечающих требованиям санитарных правил.
Ориентир - на здравоукрепление!
- Спасение человечества уже давно зависит не только от медицины, - говорит Анатолий Коробейников. - Взгляды наиболее широко мыслящих людей во всем мире фокусируются на анализе взаимосвязи и взаимовлияния образования и здравоохранения. Жаль, что образовательные и здравоохранительные системы не включены как единое целое в общую стратегию национальной безопасности государства. Например, автономно подготовленные Минобрнауки и Минздравсоцразвития России национальные президентские проекты по образованию и здравоохранению не содержат общей межведомственной задачи улучшения здоровья учащейся молодежи. Порознь они никогда не дадут необходимого эффекта для комплексного оздоровления подрастающих поколений. Пока учитель и врач осознанно не пойдут навстречу друг другу, пока не научатся работать в единой упряжке, толку со здоровьем детей не будет.
Проблема взаимосвязи образования и здоровья, с одной стороны, стара как мир, а с другой - она с каждым годом актуализируется. Специалисты публично заговорили о школьных болезнях еще в 1774 г. В 1904 г. в России вышел царский указ, который назывался "Каким должно быть образование, чтобы не повредить здоровье школьника". На протяжении трех столетий проблема школьного здоровья или нездоровья является и актуальной, и одновременно массово не осознанной.
Нынешнее демографическое опустошение страны заставляет власти всех уровней, все ведомства поставить здоровье населения в центр внимания. Только здоровый образ жизни способен сохранить генофонд.
- Нашей бедой является непонимание того, что здоровье или нездоровье людей никогда не было категорией чисто медицинской, -считает А.Коробейников. - Уповать только на систему здравоохранения - недальновидно. Государство обязано опираться на эффективную систему комплексного мониторинга за состоянием здоровья, понимаемого не в медицинском, а в самом широком смысле.
- Министр здравоохранения и социального развития РФ Михаил Зурабов сегодня только и говорит об улучшении снабжения населения лекарствами, - продолжает член Совета Федерации. - Увеличение только лекарственного направления - путь эффективный не столько для отдельного человека, сколько для фармацевтической мафии, а в перспективе - тупиковый для формирования здорового народа. Общим местом стало убеждение всех в недофинансировании, в нехватке денег. Да, их не хватает. (Хотя говорить, что нет денег в стране, занимающей второе место в мире по числу долларовых миллиардеров, безнравственно). Но сколько не дай, все будет мало, если их тратить на тушение следствий, а не причин. Один простой пример. Рубль, вложенный в медицину, восстанавливает ресурсы здоровья на 6 руб., а в физическую культуру - на 42 руб. Минздравсоцразвития России должен менять свою оборонительную стратегию здравоохранения на стратегию здравоукрепления. Когда требуют больше доступных медицинских услуг, это необходимое, но частичное и временное для каждого нового поколения спасение. Надо стремиться к другой, единственной перспективе - не допускать болезни до детей.
Для решения насущных задач нужно другое, чем до сих пор, отношение государства и к самому учителю. Крайне необходима подготовка нового поколения педагогов, которые, кроме профессиональных знаний, будут обладать острым чувством собственной потребности в здоровом образе жизни. К сожалению, как показывают исследования, только 3,7% учителей имеют первую группу здоровья. Одно заболевание отмечается у 39%, два и более - у 49%. Эмоциональную устойчивость обнаруживают лишь 40% учителей, а уровень невротизации достигает 80%. Вот почему от профессионального стресса учителя до школьного стресса ученика один шаг. Кстати, по итогам исследований 79% учителей испытывают потребность в изучении здоровьеразвивающих технологий.
"Хотелось бы, чтобы наш форум открыл глаза общественности на непомерно высокую физиологическую себестоимость устаревших, а также новых непроверенных учебных технологий и определил направление усиления безопасности образования", - примерно такая мысль звучала во многих выступлениях.
- Практика убеждает, - отметил Сергей Миронов, - одними материальными благами мы не укрепим здоровье детей, молодых людей, а в итоге всего народа. Этот вывод подтверждает исследование Научного центра здоровья детей РАМН: у школьников из самых богатых семей, обучающихся в элитных гимназиях, патология сердечно-сосудистой системы и невротизация выявляются все чаще и чаще. Они болеют намного больше, чем учащиеся обычных государственных школ.
Власти всех уровней обязаны, считают участники форума, задуматься о разработке специального школьного учебно-трудового законодательства, затрагивающего рабочее время не только учителей, но и школьников.
Главный параметр
Почти все ощущают, что со здоровьем детей дело обстоит крайне неважно и надо что-то срочно предпринять. На форуме было озвучено предложение о внесении изменений и дополнений в ст. 51 Федерального закона "Об образовании" (в части проведения мониторинга за состоянием здоровья учащихся). Инициаторами и разработчиками этой идеи явились председатель Совета Федерации Сергей Миронов и член Совета Федерации Анатолий Коробейников, предложившие, чтобы в школах осуществлялся регулярный медико-педагогический мониторинг физических, психических и нравственных параметров каждого ребенка, своевременно оценивались школьные формы патологии, затрагивающие осанку, болезни костно-мышечной системы, зрение, нервно-психическую сферу детей.
В соответствии с законопроектом, исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования и здравоохранения должны обеспечить определение состояния развития и здоровья обучающихся, воспитанников и их динамики за истекший учебный год. Мониторинг предполагается осуществлять в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, которое будет направлять сведения Президенту РФ и Федеральному Собранию.
- Считаю, - сказал А.Коробейников, - в перспективе нужно законодательно установить ответственность образовательных учреждений за нанесение ущерба развитию и здоровью обучающихся и воспитанников. По-видимому, и в Семейный кодекс РФ, и в Кодекс РФ об административных нарушениях, а также в Уголовный и Гражданский кодексы страны пора внести существенные дополнения об ответственности родителей за состояние здоровья их детей.
Участники форума считают целесообразным разработку комплексной национальной стратегии, которая должна ставить вопросы здоровья населения в центр внимания не только органов здравоохранения и образования, но и общества в целом. Уровень здоровья и качество развития подрастающих поколений необходимо рассматривать, подчеркивалось на форуме, как главные показатели эффективности деятельности Правительства РФ, руководителей органов законодательной и исполнительной власти всех уровней.
Форум показал, что главное направление укрепления здоровья учащихся - профилактика, основанная на коренном улучшении системы образования, внедрении в нее новых технологий обучения, сберегающих здоровье детей.
- Многое из того, что нам сегодня крайне необходимо, может подождать, но не ребенок, - подчеркнул А.Коробейников. - Спасем детей - спасем Россию. Этот лозунг должен стать главной национальной идеей, действительно работающей программой в каждом регионе, каждой школе.
Валентина ЕВЛАНОВА, корр. "МГ".