Никас САФРОНОВ: Говорят, что мои картины лечат
В его имени есть какая-то притягательность. Может быть, из-за сочетания "иностранного" Никас (это от мамы, она родом из Литвы) и чисто русской фамилии. Он у своих родителей по счету седьмой сын. Младше него только сестра, единственная. Вот из такой простой советской многодетной семьи вышел этакий "светский лев" - успешный художник. Более 700 его картин куплено западными коллекционерами. Ему позировали Софи Лорен и Стивен Спилберг, Никита Михалков и Элизабет Тейлор, Пьер Карден и Монсеррат Кабалье, и далее бесконечное многоточие.
Из родительского дома в Ульяновске уехал после 8-го класса в Одессу, за романтикой, - поступил в мореходку. Но оставил ее и оказался в художественном училище в Ростове-на-Дону. Его тоже не закончил, пошел служить в армию. Говорит, что не понимал еще, хочет ли быть художником, потому что, в сущности, был им всегда, а хотелось еще чего-то. Но от судьбы уйти не удалось: окончил художественный институт в Вильнюсе, там же прошли первые выставки. А в 80-е годы приехал и покорил Москву.
На днях ему исполнилось 50, но он остается мужчиной без возраста. Подтянут, легок, элегантен. Длинные волосы, которые он все время поправляет красивым жестом руки. Спокойная речь, ласковый голос, приятные манеры. Все это подкупает и завораживает (поверьте, не только женщин - сама была свидетелем), и даже негативное не выглядит таковым.
- Когда я впервые попала на вашу выставку, я была удивлена тем, что там были представлены все жанры, в то время как традиционно художник, как правило, специализируется в чем-то. Первая, "оправдывающая", мысль: мастер - все умеет, все может. Но все-таки примешивалось какое-то сомнение: всеядность художника - это хорошо или плохо?
- В современном мире профессионализм, увеличенный во много раз, в данном случае представленный во многих жанрах, намного выгоднее, чем узкая специализация. Скажем, артист по своему амплуа трагик, а сейчас востребованы комики, а он не умеет, и естественно, теряет работу, квалификацию. Так же и в любой другой профессии. Важно сохранить свою востребованность.
Мне нравится, скажем, мистический сюрреализм, но в процессе приходится рисовать и пейзажи, так как задники могут быть и лес, и море, и небо, и т.д. Нужно всем этим владеть. Человек, работая в этом жанре, должен знать свое дело хорошо, и главное - все делать профессионально, не халтурить.
Мне предлагают, например, сниматься в кино. Я обычно отказываюсь. Только иногда играю самого себя. Стараюсь не распыляться хотя бы в этом. Правда, мне нравятся поиски. Я ищу - я обновляюсь. Театральный художник, например, все время делает новые спектакли. Сегодня ему надо поставить Чехова, завтра Оскара Уайльда или Шекспира. Все это очень разные темы. Но это не значит, что художник не имеет своего лица. В любом случае умение грамотно подойти к любому предмету только убеждает в его профессионализме и его возможностях.
- Никас Сафронов - модный художник. Вам нравится такое определение?
- Модными художниками были Пикассо и Дали, а еще раньше Леонардо да Винчи, Рафаэль, Гойя, Рубенс и даже Рублев. В музыке модными были Моцарт, Паганини, Вивальди, Бах и т.д. Модный художник - это еще и человек востребованный, произведения которого все хотят иметь, которого покупают. Так что это не страшное определение, а скорее наоборот.
- То есть модный - значит успешный. Что нужно, чтобы стать модным?
- Надо уметь хорошо работать, надо быть профессионалом. Уметь общаться с людьми, уметь или найти талантливых менеджеров, или иметь умение самому продать свои картины.
Я не думаю, что величайшим художником, скажем, был Малевич. Но он был философ, исследователь, он изучал грань между старым искусством и новым, в виде "Черного квадрата" как нулевой отправной точки. Но зато одна дама написала уже две большие книги об этой картине и пишет третью. Он задал тему, и ее разгадывают. Один хитрец написал, другие умные люди расшифровывают. И он тоже был и еще остается модным.
Я все-таки занимаюсь искусством и стараюсь создавать то, что может нравиться. То, что люди могут купить, не задумываясь, модный ты, не модный. В первую очередь, как я сказал, важен профессиональный подход к своему ремеслу.
- Журналисты присудили вам премию "Самый светский художник". Это оттого, что вы пишете портреты знаменитостей, дружите с ними, вращаетесь в обществе?
- Скорее оттого, что появляюсь на разных мероприятиях, участвую в разных проектах, в том числе благотворительных, съемках разных программ.
- Вы сами выбираете, кого хотите написать, или вам заказывают?
- И то и другое. Мне заказывают, но я могу отказаться. Но как профессионал, редко это делаю. А иногда и сам предлагаю, конечно, если мне человек интересен.
- А как было в случае с известным портретом В.Путина?
- Он не являлся заказчиком. Хотя и позировал потом три раза. Портрет купили и подарили ему.
- Еще в прессе вас окрестили "скандальным" художником. А за этим что стоит?
Мой собеседник рассмеялся:
- Насилую всех красивых журналисток.
- По части ожидания и терпения, так это точно, - пришлось поддержать мне шутку.
Тут следует пояснить. Вместо одного часа, отведенного на интервью, я провела в студии художника 6 часов, вместе с ним принимая строителей, которые будут заниматься реконструкцией его квартиры в нескольких уровнях с внутренним лифтом, зимним садом и смотровыми площадками с видом на Кремль; делегацию американских дизайнеров; посетителей, которые забирали готовые портреты, при этом имела честь видеть, как художник наносит "последние штрихи" - покрывает их лаком и вставляет в рамы, и т.д. и т.п. (Конечно, слукавлю, если скажу, что скучала при этом.)
- Ну а сами бы вы какое дали себе определение? - снова включаю я диктофон.
- Наивный, доверчивый, романтичный, сентиментальный, сомневающийся, ошибающийся, обиженный, иногда раздражительный...
- Получается психологический портрет ...
- Прощающий, любящий людей, друзей, любящий свое детство, своих родителей... Родителей своих боготворю. Помните, в письме Николеньки Тучкова, 7-летнего мальчика, которое хранится в музее Спасо-Бородинского монастыря: "Матушка, жизнь моей жизни! Если вы откроете мое сердце, вы увидите, как на нем начертано ваше имя"...
- Ваша матушка была медсестрой. В ней как в матери было что-то от ее профессии?
- Да, она не закончила мединститут перед войной и всю жизнь работала медсестрой, и бабушка была лекарем, и сестра бабушки тоже. Они собирала травы, занимались народной медициной. Моя мама жалела всех, приводила домой детей, которые были немножко с физическими недостатками, кормила их, давала нашу одежду. А во мне это вызывало невольную детскую ревность. Я воспринимал это, будто кто-то вторгается в мою семью, всегда ведь существует "забор" между миром и творим домом.
- А еще какие таланты среди детей вашей семьи проявились? Дружны ли вы сейчас?
- Двое братьев - музыканты, правда они не стали именитыми. Один занимался фотографией... Сегодня я им всем помогаю. В смысле материальных благ жизнь у них не очень удачно сложилась. Это проблема брошенного властью поколения. Как и многое другое в нашей жизни.
Медицина, кстати, отчего становится коммерческой? Потому что тоже была брошена властью. На этой почве возникает множество всяких магов и жуликов, которые на этом паразитируют. Медики как никто нуждаются в государственной поддержке и достойной зарплате. Обидно, что власть имущие не дают медицине столько, сколько ей нужно, чтобы достойно лечить нас - народ.
- Спасибо, что заговорили о проблемах медицины...
- Это очень важно, ведь здоровье нации - это главное для ее продолжения. А заботу о нем нужно начинать с роддома, яслей, детских садов. И тогда появится надежда, что новое поколение будет здоровее, чем наше.
- Ну а свой семейный очаг и много детей - это не про вас?
- Извините, что вынужден повторяться. Художник, как я уже сказал однажды, женат на искусстве. Он должен выбирать между творчеством и женщинами. Женщины в основной своей массе, как правило, отвлекают. Они могут давать вдохновение, усиливать эмоции, но и отнимают время, и ты не можешь полностью отдать себя творчеству. Поэтому если ты чувствуешь в себе истинное призвание, ты должен выбрать либо семью, спокойную умиротворенную жизнь и любовь, либо ты все делаешь урывками: ешь урывками, спишь урывками, встречаешься урывками, урывками занимаешься любовью, но основная часть твоего времени и тебя самого отдается все-таки искусству. Иначе ты должен признать, что ты никчемен в этой профессии, тебе надо ее забыть и просто быть человеком, любимым и любить, рожать детей, нянчить их, воспитывать.
У меня в жизни, скорее, как в романе Л.Толстого "Анна Каренина", когда ее муж приходил к ребенку время от времени. Я прилетаю в Австралию к одному сыну, лечу в Англию ко второму. То есть я с ними вижусь, общаюсь, помогаю, содержу и т.д. Но все-таки я не могу жить той жизнью, которая принята традиционно.
- Ваш образ жизни не назовешь здоровым.
- Да, он, скорее, богемный, творческий, импульсивный (хотя я не курю и не пью). Я часто нахожусь в поездках. Только что из Дубаи, тут же улетел в Англию, из Англии тут же во Францию. Вот сейчас меня ждут в Тимошевске под Краснодаром, где я помогал детской изостудии по линии благотворительности, и они приглашают меня на свой годовой праздник.
- А по медицинской части благотворительностью занимаетесь?
- Помня свою малую родину, я стараюсь делать это в Ульяновске. Во всех больницах, где лежал мой папа, я всегда спрашивал врачей: "Ребята, что вам нужно?" и покупал необходимое. Либо меня просили обратиться к министру по поводу приобретения какого-то серьезного оборудования, и я по возможности старался это делать.
- Понятие "арттерапия" серьезное, как вы думаете?
- Сто процентов (улыбается). Недавно был звонок от некоей американки, пожелавшей купить мои картины, потому что она слышала, что они лечат. А если серьезно, все зависит от наследственного заряда художника. У меня по отцу предки - священники, а по матери врачеватели, мне сам бог велел нести положительный заряд. Во все, что я пишу, я ввожу элементы добра и любви, и я люблю тех людей, которых пишу.
- А для самого художника его искусство может быть терапией или оно вытягивает из него все силы?
- Оно, конечно, выматывает, но когда я меняю техники, например работаю в графике, карандашом, потом перехожу на масло, затем берусь за акварель, я отдыхаю таким способом. Или пишу портрет чиновника и переключаюсь на пейзажи. Вспоминаю свои впечатления о юге, о днях, проведенных где-нибудь в Египте или в горах Тибета, я как будто посещаю эти места вновь и, выкладывая их на холсте, разгружаюсь.
- В свои 50 лет детство часто вспоминаете?
- Чем дальше, тем больше. Какие-то милые детские места все время на память приходят. Очень хочется написать картину о детстве. Я когда-то делал что-то подобное еще в училище: люди на коньках катаются, я с горы качусь на санках, на фоне каких-то домиков-бараков (в таком я когда-то родился). Воспоминание было сумбурное, но красивое. Сдуру продал, уже живя в Москве, немец один купил.
- Вы живете в ладу с самим собой?
- Отчасти, конечно. Во мне много противоречий...
- Ну а есть о чем еще мечтать?
- Самая большая мечта - закончить ремонт (смеется). ...А потом накопить денег, купить ракету, взять с собой всех друзей и полететь на свою планету в созвездии Андромеды.
Вот так на полушутливой ноте глубоким вечером завершилась наконец наша беседа.
Беседу вела Нина АЛЕКСЕЕВА.