Лариса ЛУЖИНА:
Возможно кому-то из наших читателей и удается, придя с работы, смотреть телесериал "Любовь как любовь" по Первому каналу ТВ. Всего будет 80 серий, они захватят и июнь. На съемках очередных сюжетов вовсю идет работа, и потому застать дома одну из главных героинь фильма народную артистку России Ларису Лужину невозможно.
- Свободного времени практически нет. Сама я из этого сериала смогла посмотреть урывками не больше четырех кусков.
- По своему окружению знаю, что фильм очень интересен...
- Да, и, видимо, оттого, что в нем идет рассказ о сегодняшней жизни простой крестьянской семьи. Олигархи и бандиты, похоже, поднадоели людям.
- Как вам работается с Сергеем Никоненко, который играет супруга вашей героини?
- С Сергей Петровичем, Сережей у меня очень давние хорошие отношения, ведь мы же учились с ним на одном курсе во ВГИКе. Несколько раз играли вместе. На каком-то курсовом спектакле он даже был моим сыном, потом стал отцом - стариком Болконским, а я княжной Марьей.
С ним приятно работать, он очень талантливый артист, с фантазией, многое может придумать.
- Из известных актеров с вами занят и народный артист СССР Борис Щербаков...
- Кстати, о Щербакове. По одной жизненной ситуации, связанной с исполняемой им ролью, я поняла, что наши телезрители этот сериал смотрят и переживают за их героев. Дело в том, что Борис играет роль человека по фамилии Прорва, который в молодости "меня" бросил в положении и эмигрировал в Канаду. Он представляет этого отрицательного героя настолько органично, что делает его в глазах зрителей даже обаятельным, и все искренне жалеют, что этот герой вскоре умирает...
И вот недавно, когда я в свободное время заглянула бассейн, ко мне подплыли несколько дам и одна сказала: "Ой, мы каждый день смотрим ваш сериал. За что же вы Щербакова-то убили? Он бы в Канаду слетал, привез бы вам оттуда бриллиантовое ожерелье!" Вот ведь, оказывается, о чем думают женщины.
- Наверное, вы часто вспоминаете корифеев советского кино Сергея Герасимова и Тамару Макарову, которые вас учили во ВГИКе?
- О них можно сказать, что таких высочайших мастеров-педагогов теперь уже почти нет. Одаренные, интеллигентные люди! Их ученики сегодня разбросаны по всему миру. Только с нами на курсе учились три индонезийца, албанец, немец, китаец. А сколько таких курсов за годы своей работы они выпустили, вспомните тех, кто вскоре после войны играл в фильме "Молодая гвардия". Давно уже не была во ВГИКе, но знаю, что там среди преподавателей лишь А.Баталов, пожалуй, на таком же уровне.
- А то, что мастерская была режиссерско-актерская вам не мешало?
- Да нет, будущие режиссеры с первого года учебы пробовали свои силы, ставили постановки, в которых все мы были заняты.
- Ведь и свою первую роль принесшую вам всенародную известность, вы тоже сыграли будучи еще студенткой ВГИКа?
- Да, перешла на второй курс. Сыграла главную роль в фильме Станислава Ростоцкого "На семи ветрах". Это был 1962 год. Такие фильмы теперь называют культовыми, знаковыми той советской эпохи. В числе игравших там актеров были Вячеслав Тихонов, Вячеслав Невинный, Анатолий Ромашин, Клара Лучко, Леонид Быков - всех их и теперь знают и помнят. Автор сценария Александр Галич. Этот фильм и сейчас довольно часто показывают по телевидению.
- Какая специальность была указана в вашем институтском дипломе?
- Артист театра и кино. Могла бы работать и на сцене нормального большого драматического театра, но из-за постоянного дефицита времени не смогла этого сделать. Это моя беда, я очень люблю участвовать в театральных постановках. Очень люблю русскую классику, и потому мне ближе всего по духу Малый театр и МХАТ.
Жалко, конечно, что тогда, по молодости, не сообразила, не поборолась, не попыталась всеми силами прорваться в труппу одного из этих театров. Возможно, даже нужно было просто прийти и "показаться", приняли бы, ведь за меня тогда Тамара Федоровна Макарова ходатайствовала. Но, увы... верх взяла молодость. В перерывах же между киносъемками постоянно играла и играю до сих пор в Театре киноактера. Ну а кроме бесконечных съемок были и довольно частые заграничные поездки. В ту пору за "железный занавес" не многие вырывались. Париж, Лондон, Осло... Весь мир - подарок судьбы.
- Из вашего телеинтервью я слышал, что первая поездка в Париж чуть не перечеркнула всю вашу дальнейшую карьеру.
- Да, было такое. В 1962 году фильм "На семи ветрах" хоть и вне конкурса, но демонстрировался в Каннах. В состав большой советской делегации, куда входили С.Герасимов, С.Ростоцкий, В.Чухрай, С.Кулиджанов и другие корифеи, включили и нас, девчонок. Я тогда жила в общежитии, порой и позавтракать было нечем, а тут Париж и Канны. Поселили в роскошном отеле, повели в ресторан, где мы растерялись, не знали как есть - такое обилие ножей и вилок. На фестивале блистали тогдашние звезды мирового кино - М.Витте, А.Антониони, Н.Вуд, Р.Оссейн (бывший муж М.Влади, игравший в фильме "Анжелика и король") и т.д. А как они все были одеты! Нам повезло, наша землячка, художница из Рязани, эмигрировавшая и вышедшая замуж за французского художника, Нина Петровна Леже покровительствовала соотечественникам и купила нам очень красивые платья. Меня потом в нем снимали для журнала "Пари Матч" и написали: "Платье, достойное Мэрлин Монро". В этом-то платье на одном из приемов я и танцевала твист, тогда в СССР считавшийся символом "гнилого Запада". Причем я сначала отказывалась, но С.Герасимов сказал, что актер должен уметь делать все, и я пошла плясать.
Вот этот-то номер "Пари Матч" и положили на стол, с соответствующим комментарием, тогдашнему министру культуры СССР Е.Фурцевой. Та заявила: "Эта актриса не достойна представлять Советский Союз". Меня не хотели пускать на следующий фестиваль в Карловых Варах, где наш фильм был уже в числе конкурсных, а я главной героиней. За меня заступились С.Герасимов, Т.Макарова, С.Чухрай и другие режиссеры, и после их нажима Е.Фурцева махнула рукой и сказала "Ну ладно, пусть едет, куда хочет".
Табу с меня было снято, а иначе я бы осталась не выездной, и как бы это отразилось на моей кинокарьере, даже трудно представить.
- В фильме "На семи ветрах" вашим главным партнером был В.Тихонов...
- Слава к тому моменту уже стал очень известным актером. "Дело было в Пенькове", "Мичман Панин", "Две жизни"... В того красавца-офицера все женщины были безумно влюблены, писали ему письма мешками, завидовали его партнершам по фильмам.
- Но наверняка у вас были и свои поклонники среди зрителей?
- После фильма "Тишина", где я играла роль геолога - главной героини, стала получать письма. В том числе из тюрьмы от одного заключенного. Он объяснялся в любви. Я не отвечала. Но, получив очередной укор в черствости, написала ему и с дуру дала свой точный домашний адрес. Письма стали приходить регулярно. За убийство он был осужден на 17 лет, почти отсидел свой срок. Каждое письмо с объяснением в любви заканчивалось: мне осталось сидеть еще 244 дня, потом - 180, потом 60. В последнем он написал: "Приезжай меня встречать на Белорусский вокзал". Я, естественно, не поехала, но забыла, что у него есть мой точный адрес. Рано утром, не выспавшаяся после долгих съемок, я побежала открывать дверь, кто-то звонил. Открываю - стоит мужик стриженный наголо, глаза проваленные, и говорит: "Мне Ларису Лужину". Когда я сказала, что стою перед ним, он бросил: "Это неправда, вы не Лариса Лужина!" Только закрыв дверь, сообразила, что это тот самый зэк-поклонник. Он, видимо, так разочаровался, что больше мне не надоедал.
- Но ведь был среди поклонников и тот, кто посвятил вам песню "Она была в Париже..."
- С Володей Высоцким, как и с членами съемочной группы фильма "Вертикаль", я очень подружилась. По вечерам рассказывала им о городах, кинофестивалях, где успела побывать. Кстати, очень неплохо тогда освоила приемы скалолазания, стала альпинисткой.
- Лариса Анатольевна, я знаю, у вас было трудное детство, далеко не простая юность...
- Родилась в Ленинграде, отец был моряком торгового флота, погиб в 1942 году. Почти всю блокаду прожили там, умерла сестренка. Потом нас эвакуировали в Ленинск-Кузнецкий. Вернулись без официального вызова, квартира была уже занята другими. Хорошо, что нас забрал в Таллин мамин дядя, эстонец по национальности, работавший каким-то начальником. Там я провела все свое детство, работала на кондитерской фабрике до поступления во ВГИК.
- Вы, наверное, и эстонским языком владеете?
- Проблем с этим раньше не было. И думаю, что если бы и живущие там русские его знали, изучали и не ленились, то конфликтных ситуаций сегодня было бы меньше. У меня в Эстонии живут русские двоюродные сестры. Им там не очень сладко приходится. В 2005 году была на торжествах 9 Мая, очень огорчилась, что накануне осквернили наш памятник, облили краской. К эстонцам я хорошо отношусь, и было обидно видеть все это в родном для меня Таллине.
- Согласитесь ли вы со мной, что тогдашнее советское кино было айсбергом, гигантом по сравнению с нынешними "льдинками" киноиндустрии?
- Конечно, то наше кино было и интересным и мощным, не уступающим по мастерству ни французскому, ни английскому, ни американскому. Была масса талантов. Но не могу сказать, что сегодня у нас нет талантливых ребят, хотя их все-таки меньше. Да, в советское время было сложнее работать, существовала масса запретов, цензурных строгостей. Но может быть, благодаря борьбе с ними наши мастера и ставили такие шедевры. Ведь в борьбе рождается истина. Категорически утверждать, что сегодняшнее кино хуже, все же не буду. Снимается много сериалов, где все зависит от их продюсеров. Продюсерское кино. А они часто далеко не творческие люди, им трудно судить о художественной стороне фильма. На фоне существующих многочисленных сериалов пока теряется настоящее кино, которое все-таки набирает силу. Не случайно наши фильмы сейчас широко демонстрируются на многочисленных международных фестивалях. У нас есть Никита Михалков, Федор Бондарчук, Егор Кончаловский - их много, очень хороших режиссеров. С ними я связываю надежды на будущее российского кинематографа.
- От своих коллег, живущих в Крылатском, знаю, что вы уже пять лет депутат тамошнего муниципального собрания. Как, даже еще участвуете в общественно-политической жизни?
- Я советник по культуре регионального отделения партии "Единая Россия", почетный член общественного совета Международного благотворительного фонда "Меценаты столетия".
Честно говоря, мне уже не хочется быть депутатом, столько обидных слов слышишь в свой адрес. Люди возмущаются, что идет интенсивная застройка, дома вырастают вплотную друг к другу, прокладывается новая автотрасса, исчезают лесопосадки. Их понять можно, но нас винить бессмысленно. Мы бессильны воспрепятствовать реализации городского плана. Один дом, благодаря нашим огромным совместным усилиям, не построили. На этом месте теперь детская спортивная площадка. Слава Богу. Но ведь других строек не закроешь!
- С фильма "На семи ветрах", похоже, начались ваши связи с медициной, ведь вы там играли медсестру...
- И даже участвовала "в операции". Меня быстренько научили, что и когда нужно правильно подавать и делать. И не зря. В экстремальных ситуациях я потом могла оказывать помощь. В другом фильме играла врача-гинеколога, уговаривала пациентку сохранить своего ребенка. Снова медсестру сыграла в эпизоде сериала "Московская сага".
Вообще же я за то, чтобы у медиков была высокая квалификация, и соответствующая зарплата, чтобы каждый врач уважал себя, профессию, смог бы проявить свой талант. Нельзя и жить по анекдоту: "Здравствуйте, бесплатный доктор!" "Здравствуйте, неизлечимый больной". Я не против платной медицины, но главное, попадать на лечение надо к классному специалисту. К такому, например, как невропатолог Александр Александрович Талантов, который много лет назад работал в больнице около метро "Спортивная". У меня тогда, после инсульта, было большое внутричерепное давление. Я у него лечилась, но ждала ребенка, и стоял даже вопрос о прерывании беременности. Александр Александрович взял на себя всю ответственность и разрешил мне рожать. Благодаря этому я имею теперь сына и двух внуков, бесконечно ему благодарна.
- Автоответчик на вашем домашнем телефоне говорит детским голосом.
- Это старший внук Данилка, 22 апреля ему исполнилось 8 лет. А младшему Матвею в мае 4 года. Мой сын Павел Шувалов работает звукорежиссером на киностудии "Мосфильм". Сам всего в жизни добился и очень гордится своей профессией.
- Лариса Анатольевна, последний вопрос связан с прошедшими майскими праздниками.
- Первомайские дни были связаны со съемками сериала, этот конвейер не останавливается ни на час. А 9 мая уже третий год подряд была встреча с ветеранами войны под Волгоградом. Эти люди для меня бесценно дороги. Не будь их, разве было бы счастье на земле?
Беседу вел
Леонид ПЕРЕПЛЕТЧИКОВ,
обозреватель "МГ".