Мария АРБАТОВА: Главное лекарство - здоровый образ жизни!
Мария Арбатова - яркая личность на отечественном общественном и культурном небосклоне. Трудно сказать, что главнее - ее книги и страстная публицистика или не оставляющая равнодушных общественная деятельность.
Впрочем, каждая из без малого двух десятков книг, статьи и выступления в прессе, работа возглавляемой Марией Арбатовой просветительско-консультационной общественной организации "Клуб женщин, вмешивающихся в политику" объединены общей темой: "противостоянием дискриминации по половому признаку на всех этажах общества".
Марию Арбатову называют феминисткой (естественно, с отрицательным звучанием этого слова); она охотно эпатирует публику резкими и бескомпромиссными высказываниями. Но главное дело ее жизни - борьба за "честь и достоинство" женщины как таковой не может не вызывать уважения.
- В 2000 г. в интервью "Медицинской газете" вы поделились своими мыслями о состоянии здравоохранения в стране в канун XXI века. И вот уже идет шестой год нового столетия. Что нового вы бы хотели сказать нашим читателям?
- Как дочь врача и человек, промотавшийся все детство по медучреждениям, я глубоко в теме. За последние годы плохо ли хорошо ли, но медицинская реформа началась. Да и как ей не начаться, если главная российская проблема сегодня демографическая. Уж не знаю, какие демографы консультируют нашего президента, но в любой книге по демографии написано, что материальные стимулы еще никогда и нигде не стимулировали повышение рождаемости. Чем выше пособие на детей в стране, тем меньше детей готова иметь семья.
- Вы имеете в виду проект увеличения пособия (до 250 тыс. руб.) за второго ребенка?
- Увеличение населения должно стимулироваться менее лобовыми способами, и первый из них - улучшение качества медицины. Наша сегодняшняя медицина такова, что мы живем на 12 лет меньше, чем в США, и на 5 лет меньше, чем даже в Китае. И в этом виноваты и чиновники, и врачи, и мы сами.
- В чем же их вина?
- Чиновники виноваты тем, что деньги не доходят до кабинета врача. Врачи - тем, что согласны вести жалкое существование, не бороться за свои права, и в результате становиться профессионально непригодными. Ведь нельзя одновременно думать, чем ты накормишь свою семью, и при этом любить больного, который не сует тебе в карман денег.
- Подскажите, как медикам бороться за свои права?
- Что мешает им создать серьезные организации врачей, способные защищать их права и интересы? А если будут защищены их права, значит, будут защищены и наши права на получение качественных медицинских услуг.
- Уверен, рано или поздно такие опробованные в мировой практике структуры будут созданы и у нас. Но вернемся в наше время. Совсем недавно материальная помощь врачам государства все же дошла до адресата.
- Да, прибавили денег участковым терапевтам, педиатрам, врачам общей практики и медицинским сестрам. И медработники немедленно перебежали туда, оголив ставки специалистов. Получился тришкин кафтан. Тем более что уровень новых зарплат все равно чуть выше дворницких.
Я знаю, что во многом реформа ориентируется на отказ от большого количества врачей-специалистов и введения, по сути дела, "земских врачей". Но США и Великобритания сейчас собираются отказаться именно от этого.
Другой вопрос, что легко говорить всё это, живя в Москве, где есть и первое, и второе, и третье. И, понятно, что люди в регионах, оставшиеся почти совсем без медицины, мечтают хоть о земском враче.
- Что еще печалит ваше сердце?
- Меня по-прежнему огорчает, что Минздравсоцразвития не контролирует СМИ, и не защищенному медицинскими услугами человеку на голову падают тонны рекламы. Страна превращается в сборище лекарственных наркоманов. У каждой второй юной девочки косметичка забита успокаивающими, бодрящими и желудочно-кишечными таблетками. Любая ситуация, требующая сосредоточения, самоограничения и ответственности, полируется таблетками.
Насмотревшись рекламы, мамы радостно пихают в детей желудочно-кишечные таблетки, вместо того чтобы просто варить им на завтрак кашу, а не позволять питаться чипсами и газировкой. Вместо того чтобы решать психологические проблемы, ребенку дают антидепрессанты. Детей делают заложниками таблеток, а потом удивляются, откуда столько наркоманов и алкоголиков.
- Таблетки хоть иногда помогают, а вот пиво и сигареты напрямую работают на разрушение организма. Что делать?
- Сергей Миронов как-то предлагал закон о том, чтобы заставить производителей алкоголя и табака отчислять средства на нужды здравоохранения. Я двумя руками за этот закон. Сегодняшняя российская медицина еле-еле умудряется лечить больных, ей вовсе не до того, чтобы заниматься здоровьем здоровых. Значит, оплату профилактики надо повесить на тех, кто зарабатывает на разрушении здоровья нации.
- В условиях засилья разнузданной рекламы (на телевидении прежде всего) служителям Гиппократа нелегко оставаться верным клятве служения интересам своих пациентов...
- Российский больной для нашей медицины это не зона служения.
- А что же?
- С одной стороны, процесс совершенно неподконтрольный - не существует никакой системной экспертизы работы врачей, врачебные ошибки очень редко обсуждаются в судах. С другой стороны, иной врач сегодня становится единицей сетевого маркетинга и силится всучить больному лекарство, за которое ему приплачивает фармакологическая фирма. Все это говорит о кризисе профессиональной этики.
- Неужели нет ничего отрадного?
- Есть примеры и положительные. Моя семья, например, пользуется услугами Национального медико-хирургического центра им. Н.И.Пирогова. Я не знаю на территории России более серьезного медицинского учреждения и с благодарностью вспоминаю его сотрудников.
А недавно мы столкнулись с травмпунктом на Мантулинской улице и были приятно удивлены. Внутри него кажется, что ремонта не было с 1812 года. Но при этом работают молодые, красивые, профессиональные и четкие врачи. Я оказывалась в аналогичной ситуации в Лондоне. Там травматологи сидели во дворце, обставленном компьютерами, ездили на работу чуть не на "ролс-ройсах", улыбались до ушей, но профессионально были ниже наших на десять голов.
- Раз уж зашла речь о вашей семье, расскажите о профилактических средствах борьбы с болезнями.
- Сама я как обученный психоаналитик отчетливо понимаю, что с помощью боления человек решает не физические, а психические проблемы, и стараюсь это предотвращать. Тфу, тфу, тфу!
Я стараюсь "навязывать" своим близким здоровое питанье и здоровый образ жизни. Мне не жалко времени у плиты, но я изо всех сил борюсь против фаст-фуда. Мне не жалко времени на магазины, где я сама могу выбрать наименее генетически модифицированные помидоры, которые еще имеют запах, и яблоки, которые темнеют на срезе.
Кроме того, я стараюсь следить за тем, чтобы у близких не было перегрузок.
- Спорт пользуется уважением?
- Спорта в нашей семье немного. Сыновья иногда играют в футбол, а мы с мужем обожаем часами ходить пешком. Фитнес-центры и салоны красоты я терпеть не могу как всякую глянцевую липу.
- Каково ваше представление о медицине будущего?
- Думаю, что идеальная медицина, это очень тактичный опыт медицинских, нетрадиционных и психологических технологий. А главное, это обучение человека здоровому образу жизни, здоровому и гармоничному распределению времени, здоровому питанью и дышанью и здоровым отношениям с собственной совестью, которая основной инициатор болезней в постиндустриальном обществе.
Беседу вел Владимир КРАСОВСКИЙ.