Аршином общим не измерить
Президентом Чили избрана Мишель Бачелет. 54-летняя Бачелет, врач по профессии, мать троих детей, находящаяся в разводе, занимала в правительстве покидающего пост президента Рикардо Лагоса должности министра здравоохранения, а затем министра обороны.
Соперником Бачелет на выборах был консервативный предприниматель Себастиан Пиньера, чье состояние оценивается в миллиарды долларов. Финансовый ресурс выборной кампании педиатра Бачелет, разумеется, был гораздо скромнее. Однако, согласно данным чилийской прессы, ее победа была неоспоримой, что позволяет считать ее фаворитом нации. Правда, у Мишель Бачелет был другой ресурс, который, как говорится, за деньги не купишь. Долгое время она работала в клинике, субсидируемой Красным Крестом, и оказывала большей частью медицинскую помощь детям, чьи родители пострадали от режима генерала Пиночета.
Беглый ретроспективный взгляд на истории продвижения во власть врачей убеждает, что ресурс, подобный этому, нередко одолевал многие прочие, более, на первый взгляд, внушительные. Оно и понятно. Врач в сознании общественности ассоциируется с бескорыстным служением на благо страждущих. Ну скажите, какой политтехнолог сможет создать подобный имидж олигарху!
Любопытно, что и сами врачи, вернее, политики или вообще люди публичные, когда-то соприкасавшиеся с медициной, этот факт биографии стремятся при любом удобном случае выпятить. Легенда Че Гевары не могла состояться в полной мере, если бы не его врачевание обездоленных. Радован Караджич, будучи по образованию психиатром, неизменно представлялся доктором. Бывший министр иностранных дел Грузии, как и его латвийский коллега, вышли из ведомств здравоохранения. Наконец, непонятный для меня Юлий Гусман, не исчезающий с телеэкранов, к слову или нет не преминет назваться кандидатом медицинских наук.
В свое время покойного ныне историка Дмитрия Волкогонова я спросил, приводя множество фактов, а нет ли какой закономерности в том, что врачи становятся политическими лидерами?
- Не так, - ответил Дмитрий Антонович. - Бацилла или ген политика существует в человеке от рождения. Судьба может кидать по-всякому, но рано или поздно ген тот возобладает или каким-то образом проявится. Вот посмотрите, большая часть членов ЦК КПСС по образованию агрономы, землемеры и т.п. Казалось бы, возились бы на земле, да нет же - стали лидерами мировой державы. Выходит, врачам до агрономов далеко. Впрочем, врачу в политику вырваться проще, есть в этой профессии что-то от поповщины, то есть владение душами и умами людей...
Насколько прав академик Волкогонов, судить не мне, но согласитесь, что доля истины в его рассуждениях есть. И тут невольно скатываешься к российским реалиям. За границами нашей державы из врачебного кабинета стартуют в большую политику. А у нас часто бывает, что из политики приходят на руководство охраной здоровья. Отчего так все наоборот? Ответить на этот вопрос я не в состоянии. Но куда печальнее, что у меня нет ответа на другой вопрос - хорошо это или плохо? Для российского здравоохранения.
...Подчеркивая факт избрания Мишель Бачелет, женщины, на пост президента Чили, политологи указывают на то, что решающую роль сыграл не пол кандидата, а его биография и классовые интересы: горняки северных медных рудников с подозрением отнеслись к богатству Себастиана Пиньеры...
Юрий БЛИЕВ, обозреватель "МГ".