Анатолий КАРПОВ: Шахматы помогают человеку войти в жизнь
Анатолий Карпов - 16-кратный чемпион мира по шахматам, президент Международной ассоциации фондов мира, посол Детского фонда ООН в РФ. А недавно он стал членом Общественной палаты при Президенте РФ. Почетно, но и, конечно, ответственно. В эти январские дни в палате решаются организационные проблемы - определяется ее структура, формируются комиссии. Кем хотел бы себя видеть в столь солидном органе прославленный чемпион?
- Очень хотел бы заниматься экологией и налаживать сотрудничество с правоохранительными органами. Первое мне очень близко - я уже больше четырех лет нахожусь в числе руководителей Российского экологического фонда, и мы предложили высокоэффективную технологию уничтожения, утилизации такого страшного химического оружия, как люизит. Эта методика - изобретение российских ученых.
Что касается второго. С начала 90-х годов я состою в президиуме Главного управления исполнения наказаний Минюста России. Мы воссоздали организацию, существовавшую до Октябрьской революции, которая опекала заключенных, и всегда ее патронами были жены российских императоров. Сейчас работаем над созданием системы подготовки независимых экспертов для судебных органов всех инстанций.
- Но каким образом вы, шахматист, стали заниматься перевоспитанием правонарушителей?
- Прежде всего мы показали, как с помощью шахмат можно немножко разнообразить жизнь заключенных, служащих этой системы. Ведь так называемые зоны - места действительно отдаленные, разбросаны по огромной территории России, по глухоманям, и всем там нелегко. И вот мы организовали чемпионаты по шахматам среди сотрудников администраций колоний. Сегодня по приказу министра юстиции РФ в любой тюрьме и колонии проводятся чемпионаты по шахматам среди служащих и заключенных. Две параллельные структуры. В феврале соревнование между служащими пройдет уже в шестой раз. А для "сидельцев" организовали турниры по областям и округам. Первая подобная встреча прошла в одной из колоний Тверской области пять лет назад и вызвала огромный интерес у всех.
- А чем вы это объясняете?
- Прежде всего - у заключенных появилась возможность заняться чем-то новым. Хорошие результаты начальством поощряются. Был пример, правда из другой сферы - исполнительского искусства, пения, когда после подведения итогов конкурса в Москве двоих лучших артистов-заключенных освободили прямо в зале. Как раз подходил к концу их срок заключения, зачлось примерное поведение и все другие факторы.
- Значит, шахматы за колючей проволокой - серьезное дело...
- Хотя многие и считают все это ерундой. Но надо смотреть вперед, на проблемы, которые встанут перед людьми после освобождения. Шахматы помогут им найти контакты в обществе, войти в жизнь. Уверен, что шахматная среда сможет им протянуть руку помощи. Ну а дальше...
- Анатолий Евгеньевич, многие не знают, как начинался ваш путь спортсмена.
- Играть в шахматы я начал очень рано. Наблюдал, как сражается со своими друзьями мой отец, Евгений Степанович, работавший тогда главным инженером на оборонном заводе им. В.И.Ленина в городе Златоусте. В четыре с половиной года четко определил для себя все правила игры, кроме двух самых сложных - рокировки и взятия пешки на проходе. А когда пошел в школу, то сразу же записался в шахматный кружок другого крупного завода - металлургического. Очень часто моего отца ругали сослуживцы - почему его сын играет за команду "чужого" завода. А меня там любили и опекали, даже когда я выезжал на матчи в другие города, то выделяли сопровождающего. В 9 лет я стал чемпионом Златоуста, затем, разделив 2-5-е места на чемпионате Челябинской области, вышел на уровень РСФСР. В 1961 году, когда мне было 10 лет, я играл в юношеском чемпионате республики, где выступали и 18-летние, оказался в середине списка. В 1966 году выполнил норму мастера спорта.
Самыми же результативными для меня оказались годы с 1967-го по 1969-й - сначала стал чемпионом Европы, а потом, в Стокгольме, чемпионом мира среди юношей. И что самое интересное - основную конкуренцию составляли мои соотечественники, представители поколения, поголовно увлекавшегося шахматами.
- Но ведь и вы были очень молоды, когда стали чемпионом мира среди взрослых.
- В 1975 году, после того как Р.Фишер прекратил играть, а я вышел победителем в матче претендентов, среди которых были такие известные шахматисты, как В.Корчной, Б.Спасский и В.Полугаевский, получил право стать чемпионом мира. В неполных 24 года для меня сбылась мечта. А потом я побил все рекорды, какие только возможны в шахматах.
- Например.
- Восемь раз становился чемпионом мира в личном зачете - в общей сложности 16 лет "владел короной". Восемь раз был чемпионом в командном зачете. Да и этот, 2006 год, начался для меня с успешного выступления в Таллине, где я стал одним из трех победителей турнира памяти чемпиона мира П.Кереса. Всего же это была моя 164-я победа в турнирах, что тоже абсолютный рекорд в мире шахмат.
- И вот, глядя с такой высоты, можете ли вы порекомендовать шахматы, допустим детям, как способ умственного развития?
- Могу и хочу, хотя игра эта сопряжена с серьезными стрессами. Любой решивший добиться успеха в шахматах понимает, что для этого нужно заняться укреплением физического здоровья и нервов. В большинстве своем шахматисты - люди очень выносливые, увлекаются спортом с высокими нагрузками.
- Вы сами чем?
- Ходил на лыжах, занимался гимнастикой, какое-то время бегал. Эталоном для всех служит М.Ботвинник, проживший 84 года. В 70 лет он спокойно делал "гимнастический угол". А другому корифею - А.Лилисителю в этом году исполнится 95 лет. Кстати, он говорит: "Я родился в Венгрии, но русский душой".
- А какие отношения у вас с медиками?
- Связи постоянные. Все эти годы мне оказывал громадную поддержку великолепный онколог, химиотерапевт из С.-Петербурга Михаил Лазаревич Гершанович. Он меня всегда консультировал. Его начальство разрешило ему пробыть со мной весь срок матча на Филиппинах в 1978 году, он частенько приезжал в Москву и во время других турниров.
- Знаю, что и как посол Детского фонда ООН...
- Да, в первую очередь мы занимаемся проблемами детского здоровья. Лично же я являюсь активным проводником идеи всеобщего йодирования соли, одним из патронов Всемирной программы ЮНИСЕФ. Вторым патроном стал известный исполнитель роли Джеймса Бонда - Р.Мур. Моя территория - Восточная Европа и страны СНГ, а его - весь остальной мир. И если раньше мы в этом деле сильно уступали даже многим африканским странам, то сейчас положение значительно улучшилось.
- Стали больше потреблять йодированную соль?
- Конечно. Мы не утверждаем, что дефицит йода в организме обязательно приводит к тяжелым последствиям. Но любой, у кого его хронически не хватает, может заболеть, так как находится в зоне опасности. Эндокринная система, щитовидная железа... Нехватка йода сказывается на умственной деятельности, особенно у детей. Бытует мнение, что ребенок, родившийся с йододефицитом, может со временем поправить свое здоровье. На самом же деле, если у будущей матери хронически недостает этого элемента, то на 4-5-м месяце беременности, когда у плода созревает мозг, это может катастрофически сказаться на мозговой деятельности малыша. Он может родиться дебилом.
- И вы считаете, что продажа йодированной соли поможет решить проблему?
- Это самый дешевый способ, не требующий напряжения бюджета, - реализовывать населению только йодированную соль. Ее надо широко пропагандировать, но пока люди покупают ту, что немножко дешевле - обыкновенную. Средства массовой информации здесь бездействуют, нужный закон не может пройти через Государственную Думу РФ. А ведь это и вопрос обороноспособности страны - закупка йодированной соли для военнослужащих, ее употребление - это и быстрота реакции, и сообразительность.
- Действительно, мозговую деятельность с дефицитом йода не часто связывают...
- А в Детском фонде (ЮНИСЕФ) ООН этому придают большое значение. Свое поручение я получил во время конференции "Дети ХХI века", проходившей в Нью-Йорке в 2001 году. Сегодня можно сказать, что статистика изменилась к лучшему - вне зоны опасности находится уже 48% населения 29 стран Восточной Европы и СНГ. Нет специального закона об употреблении йодированной соли лишь в России, Украине, Белоруссии, Молдавии и Эстонии.
- Я слышал, что у некоторых медиков есть аргументы против.
- Да, поскольку существует особая категория больных, которым нельзя употреблять йод. В Западной Европе эту проблему решают просто - нейодированную соль продают в аптеках - таких покупателей меньше 1% населения.
- Какую еще сферу своей деятельности вы считаете особенно нужной?
- С первых дней после катастрофы в Чернобыле занимаюсь решением проблем пострадавших людей. За это был награжден орденом Украины "За заслуги".
- Остается ли время на увлечения, хобби?
- Люблю смотреть матчи по футболу и баскетболу, увлекаюсь музыкой. По-прежнему собираю марки об олимпийских играх и шахматах. Заканчиваю книгу, которую, возможно, назову "Энциклопедия шахматной филателии". Там будет самая исчерпывающая информация и о марках, и о турнирах.
- Что бы вы напоследок сказали читателям "Медицинской газеты"?
- Я очень рад, что руководство страны наконец-то подумало о материальном благополучии медиков. Пусть у всех них, без исключения, значительно возрастет зарплата. Лед, надеюсь, тронулся...
Беседу вел Леонид ПЕРЕПЛЕТЧИКОВ,
обозреватель "МГ".