ЭПИДЕМИЯ зовется нищетой
Почти пятая часть населения нашей страны, чьи доходы не дотягивают до прожиточного минимума, прозябают в бедности. Нищета не может не быть унизительна для тех, кто силой обстоятельств превращен в "сирых и убогих". Но в то же время нищета инертна. Люди, причисляющие себя к бедным, считают, что не они, а государство должно позаботиться, каким образом ликвидировать высокий уровень имущественного неравенства. Увеличение социальных выплат и повышение зарплаты бюджетникам - два самых популярных предложения к правительству. А еще нищета заразна. В самом буквальном смысле этого слова. Менее 20% наших соотечественников, у которых дыр в их бюджете, словно рассыпного гороху, дают основную негативную статистику по туберкулезу и инфекционным заболеваниям.
Как победить эпидемию нищеты? Корреспондент "Медицинской газеты" встретился с заместителем председателя правительства Республики Бурятия по развитию социальной сферы, кандидатом социологических наук Степаном ЕФИМОВЫМ. С человеком, которого не нужно убеждать, что такой чисто экономический показатель, как уровень личных доходов, теснейшим образом связан с состоянием здоровья и продолжительностью жизни. Всего за один последний год властям Прибайкальского региона удалось снизить порог бедности почти на 10%.
- Учеными выявлена закономерность: в экономически состоятельных регионах нашей страны продолжительность жизни после кризиса 1992-1994 гг. ощутимо увеличилась - в среднем на 2,5-5,5 года, причем эти данные тем выше, чем благополучнее территория. В депрессивных регионах продолжительность жизни за тот же отрезок времени или возросла ненамного, или даже сократилась. Республика Бурятия пока что не входит в число субъектов с процветающей экономикой. Однако по такому показателю, как среднедушевые доходы населения, ваш регион стабильно удерживает 6-7-е места в Сибирском федеральном округе, а в общероссийском табели о рангах продвинулся на позицию между тридцатой и сороковой строчками. Что же за система социальной поддержки выстроена в республике, в рамках которой созданы и эффективно работают механизмы вывода из бедности?
- Думаю, конкретному ответу требуется предисловие. В России почти 15-кратная разница в доходах богатых и бедных. Отсюда непраздные разговоры о чрезмерном уровне имущественного неравенства и обсуждение социальной политики во все более уравнительных терминах. Но давайте-ка обратимся к трудам американских экономистов - еще более полувека назад они доказывали, что хозяйственное развитие ведет к увеличению разницы в соотношении количества толстых и тонких кошельков и должно пройти некоторое время, чтобы большие "ножницы" стали `уже. Поэтому, наверное, небезоснователен вывод: для стран с интенсивно растущей экономикой высокий порог неравенства есть норма. Более того, разрыв в доходах - мощный психологический стимул для активной части населения. Стремясь разбогатеть, люди много работают и двигают вперед экономику. В итоге имущественные различия нивелируются.
Но! Как мы хорошо с вами знаем, у нас в России, в отличие от других государств, пропасть между бедными и богатыми разверзлась не в результате внушительного скачка экономики, а на фоне обвального ее спада. Сильнейшая психологическая травма в гремучей смеси со старыми советскими привычками породила иждивенческие настроения. Существующая система социальной поддержки не вполне помогает их преодолению, поскольку в первую очередь обращена к пожилым и нетрудоспособным. Хотя, заметим, в нашей стране наиболее низкий уровень доходов на человека регистрируется в таких социальных группах, как семьи с двумя и более детьми, а также неполные семьи. В этих группах сконцентрировано 60% российских бедных, но социальные выплаты составляют не более 2% их доходов.
- Получается, заниматься простым перераспределением денег от богатых к бедным, что фактически означает удержание самых малоимущих в их нынешнем положении, непродуктивно?
- Совершенно верно. Между тем действенные пути изменить ситуацию давно изведаны за рубежом. Помощь государства и общества хроническим бедным выстроена на том принципе, что она должна быть целевой и, как правило, обставленной рядом условий. В "нагрузку" к субсидиям прилагаются не только некие обязательства, например трудоустроиться, но и стимулы. Именно этот принцип мы у себя в республике положили в основу работы по социальной поддержке населения, рассудив, что незачем изобретать велосипед.
Взять инициированную властью денежную "подпорку" многодетных семей. Не очень большая, но зато стабильная прибавка в их бюджет по решению правительства республики - стимул для родителей родить еще одного ребенка. В нынешнем году размер такой адресной помощи составил 67 млн руб. На каждое дитя выделено дополнительное пособие в сумме 1900 руб.
Надо сказать, что некогда Бурятия славилась большим количеством многодетных семей. У нас считалось обыденным, когда под родительским кровом растут пятеро - семеро ребятишек. Сегодня о возвращении традиции говорить пока преждевременно, но предпосылки к тому уже существуют. Принятый три года назад закон Республики Бурятия для поддержки многодетной семьи, на мой взгляд, достаточно хорошо работает.
- За увеличение материальной помощи семьям, улучшающим демографическую обстановку в стране, но зачастую имеющим скромный достаток, Президент России, как известно, высказался в своем последнем ежегодном Послании Федеральному Собранию. Если в Бурятии сработали на опережение, значит, успели создать определенный задел?
- Такой задел создан, иначе сегодня было бы невозможно вести речь о наметившейся тенденции к росту рождаемости в республике, цифры которой выше, чем среднероссийские. Но, к сожалению, уровень смертности все еще превышает рождаемость. Почему так? "Парадное" шествие негативных демографических процессов в 1990-е гг. на фоне миграционного оттока людей из регионов Сибири привело к достаточно серьезной трансформации возрастной структуры населения. Так, в нашей республике в результате почти двукратного сокращения показателей рождаемости очень быстро понизилась удельная доля детей от 0 до 15 лет с 31,7 в 1989 г. до 22% в 2002 г. При этом представительство пожилых людей в возрасте 60 лет и старше возросло с 10 до 13%.
- Может ли измениться демографическая картина в Бурятии в ближайшие годы?
- К оптимистическому прогнозу подталкивает наш собственный опыт. Несмотря на ожидания того, что смертность в детских возрастах увеличится, она уже несколько лет не растет, а младенческую смертность бурятские педиатры "обуздали" настолько, что ее показатель - один из самых низких в РФ. Это говорит о том, что республиканская система здравоохранения способна решать трудные и масштабные задачи, когда люди понимают сложность проблемы и работают над ней.
Хочу заметить, что всю многовекторность развития нашей республики обеспечивает программно-управленческий подход. Главнейший стратегический план, принимаемый раз в четыре года, - программа социально-экономического развития региона. В документе для всех отраслей четко определены те стандарты, или, как мы их называем, индикаторы, которых необходимо достичь. Каждый министр персонально отвечает за тот или иной показатель.
Основываясь исключительно на данных государственной статистики, могу сообщить, что всего за один прошедший год нам удалось добиться снижения уровня бедности с 38 до 29,9%. А это очень важное достижение, увязанное с развитием всего социально-экономического потенциала республики.
- Связь здоровья и экономических факторов, включая размер кошелька, очевидна. Но отечественная медицина все еще продолжает жить в прокрустовом ложе советской модели, несмотря на то что давно уже "подгибаются коленки". Если население рассматривается "в среднем", трудно заполучить истинную картину заболеваемости. Остается только посочувствовать тем ученым и организаторам здравоохранения, которых не хотят услышать, когда они приводят в пример, допустим, маргиналов. Таковых немного, но их состояние здоровья настолько плачевно, а вклад в общую заболеваемость и смертность настолько велик, что не замечать этого нельзя, но ведь не замечают!
- Что сказать по этому поводу? Состав жителей современной России неоднороден, а, следовательно, неоднородно и наше здоровье. Я ни в коей мере не считаю себя специалистом в области общественного здоровья, но здравый смысл подсказывает: надо отложить в сторону "кальку" при организации лечебно-профилактической помощи представителям различных социальных групп.
Собственно говоря, руководители здравоохранения нашей республики это и делают. Я уже упоминал: доля пожилых людей в структуре населения Бурятии увеличивается. Стремясь идти в ногу с общемировыми тенденциями, мы вычленили геронтологию в число приоритетных областей медицины.
Начинать с нуля не пришлось. Роль единого геронтологического центра возложена на Республиканский клинический госпиталь для ветеранов войн, созданный более 15 лет назад. Это единственное в Восточной Сибири ориентированное на лиц старше трудоспособного возраста специализированное ЛПУ, где развернуто хирургическое отделение, где в полное мере используется арсенал тибетской медицины. Не без гордости скажу, что на Всероссийском конкурсе в прошедшем году наш госпиталь занял 3-е место. "Свою" клинику очень любят ветераны. Вообще госпиталь в Улан-Удэ, возглавляемый главным врачом вице-президентом Ассоциации госпиталей России Сергеем Дроздовым, сегодня находится на хорошем марше. Обновляется материально-техническая база, принято решение увеличить коечный фонд.
- Для повышения эффективности первичной медико-санитарной помощи важны также хорошая технологическая оснащенность медицинской структуры, подготовленные кадры, дополнительные выплаты в срок. В Бурятской Республике какое из условий реализации Национального проекта "Здоровье" потребовало особенно много "пота и крови"?
- Должен сказать, я оцениваю на "хорошо" ход Национального проекта "Здоровье" у нас в Бурятии. По-видимому, мы сумели своевременно сфокусировать внимание власти всех уровней и главных врачей на задачах, поставленных Президентом страны. И высокая исполнительская дисциплина за ними, что называется, "не заржавела". При этом важно, что руководители и даже рядовые врачи ощущают себя вовсе не статистами, а главными действующими лицами. Когда я бываю в лечебных учреждениях республики, чувствую огромный подвижнический интерес представителей разных медицинских специальностей к тем новым веяниям, что затронули здравоохранительную сферу.
Именно подвижнический! Я всем привожу в качестве примера Гусиноозерскую ЦРБ в Селенгинском районе. Там отказались содержать участковые больницы и по инициативе главного врача наладили как надо работу фельдшерско-акушерских пунктов. Деятельность ФАПов была так грамотно встроена в систему оказания медицинской помощи жителям района, что теперь этот опыт мы ненавязчиво внедряем по всей республике. Сообщу больше: после того как наша модель стала интересна Центральному научно-исследовательскому институту организации и информатизации здравоохранения Росздрава, дело получило статус пилотного проекта на уровне Российской Федерации.
Абсолютно разделяю мнение директора НИИ профессора Юлии Михайловой: на ближайшие три десятка лет сама жизнь "назначит" ФАП основной медицинской структурой в сельской местности. Юлия Васильевна к нам приезжает, консультирует...
Теперь в отношении, как вы выразились, "пота и крови". Ну куда же без них? Пожалуй, одна из самых болевых точек амбулаторно-поликлинической службы в глубинке - ее недоукомплектованность специалистами. У себя в Бурятии мы приложили немало сил, прежде чем медики потянулись в деревню. Правительством республики принята программа "Кадры здравоохранения". В ее рамках дипломированная молодежь получает жилье на достаточно выгодных условиях. Сам новосел оплачивает только 20% стоимости квартиры, остальные затраты делят пополам республиканский и муниципальный бюджеты.
Сделано все, чтобы готовить квалифицированных работников для отрасли дома. Нынешним летом состоялся пятый выпуск на медицинском факультете БГУ. В Восточно-Сибирском технологическом университете учат оказывать медико-социальную помощь. Кстати, мне очень понравились дипломные проекты выпускников этого года. Тема одной из них была связана с беременностями и родами студенток. Это почти готовая кандидатская диссертация! Уверяю вас как преподаватель, доцент, более десяти лет читающий в Бурятском госуниверситете дисциплину "Технология социальной работы".
- Степан Гаврилович, я знаю, и студенты, и коллеги по работе в правительстве только что тепло поздравили вас с 60-летием со дня рождения. Позвольте присоединиться к ним. Чего бы вы пожелали сами себе?
- В какой бы должности я ни трудился - директором школы, заместителем министра, министром и так далее, у меня всегда была хорошая команда. Ну и мне всегда везло на учителей. Взять Леонида Васильевича Потапова, президента, председателя правительства нашей республики, талантливого во всех отношениях человека. Под его началом я работаю с 1994 г. Или, например, первый замминистра здравоохранения Бурятии Александр Октябрьевич Занданов. Знаниями, которыми владеет этот специалист высочайшего класса, просто грех не "подпитываться". Хочется и на будущее, чтобы такие люди всегда с тобой были рядом. Если не их энергетикой укрощать нищету и болезни, то чьей же?..
Беседу вел Владимир КЛЫШНИКОВ,
спец. корр. "МГ".
НА СНИМКЕ: С. Ефимов.
Фото автора.
Улан-Удэ.